Поиск в ArtWizard

Немецкое абстрактное искусство 20-го века - Вилли Баумейстер

Немецкое абстрактное искусство 20-го века - Вилли Баумейстер

ArtWizard 27.01.2020

 

«Таинственная сила произведения искусства заключается в его формально-абстрактной составляющей и в отношении представительности к его художественной деформации. Во все эпохи искусство развивалось и давало канону очищенный взгляд для глаза человечества.»

Вилли Баумейстер (22.01.1889 г. – 31.08.1955 г.) немецкий художник, сценический дизайнер, профессор искусства и типограф. В его работах использовались специфические линии и геометрические фигуры, а также свободно плавающие формы для создания игривых абстрактных картин. На художника повлияли Фернан Леже, Поль Клее и Жоан Миро, но он создал свой яркий и радостный стиль красочных картин.

Баумейстер родился в Германии, в Штутгарте, где он познакомился с художником Оскаром Шлеммером, который оказал на него большое влияние во время обучения в художественной академии Штутгарта. Благодаря сотрудничеству со Шлеммером, Бомейстер впервые получил признание на фреске для выставки в Кельне Веркбунда 1914 года. Поскольку Бомейстер все больше уделял внимания абстракции, он был отчужден от художественной программы Третьего рейха, которая была сосредоточена главным образом на продвижении героических идеаов прошлого Германии, демонстрирующие некоторые репрезентативные произведения под влиянием классического искусства.

Позже оба художника сделали выставку под названием «Вырожденное искусство», которая была весьма примечательна для своего времени и привела к запрету на их искусство. В тот же период художник изучал азиатское и доисторическое искусство и находился под влиянием тем обоих, интересуясь пиктограммами и некоторыми методами, найденными в примитивном искусстве. Такие элементы могут быть замечены в его художественных работах, названных "Картинами Eidos", где он использовал некоторые визуальные коды и символы.

Одним из интересных фактов его жизни является то, что во время учебы в художественной школе он был уволен его учителем Поэтцельбергером из-за недостатка таланта, и Бомейстер перешел в класс по композиции Адольфа Гельцеля, с которого он учился до 1912 года, где молодой художник и знакомится со Шлеммером, его будущий друг и арт-партнер. Во время войны, находясь в Вене, Баумейстер встретил архитектора Адольфа Лооса, а также и художника Оскара Кокошку, который тоже оказал влияние на его искусство. В начале своей художественной карьеры, а также в дальнейшем в течение его художественной жизни, Бомейстер посещает Париж, где он с большим успехом участвует в галерейных выставках.

Еще один интересный факт о Баумейстере заключается в том, что он выступил с инициативой Шлеммера и других художников, чтобы основать группу художников в своем родном городе Штутгарте, группу под названием Üecht (Alemannic: подлинный, настоящий), которую он покидает в 1921 году.

К концу 1920-х годов формы на картинах Баумейстера стали мягче. Его картины отошли от ориентации элементарных форм круга, треугольника и квадрата на органические формы. Хотя это развитие можно было наблюдать одновременно в работах других художников его времени, в случае Баумейстера, оно было связано с его увлечением доисторическими и архаичными картинами. Бомейстер интенсивно исследовал артефакты ранних картин и интегрировал этот живописный опыт в свои собственные картины. Он идентифицировал символы, знаки и фигуры наскальной живописи как компоненты действительного архаичного изобразительного языка, который он использовал в своих работах.

 

Willli Baumeister, Composition, 1925

 

 

Willi Baumeister, Machine, 1925

 

Они включали в себя растущее число его картин "масло на песке на холсте", которые в своих материалах приближались к наскальной живописи, которой так восхищался Бомейстер (около, начало 1933). Он сам был коллектором доисторических находок, небольших скульптур и орудий труда и занимался рисунками скал, которые были обнаружены в Родезии. Этот опыт, несомненно, был важен для художественного характера Баумейстера, так как он, очевидно, вдохновленный этим богатым запасом доисторических работ, в конечном счете использовал чрезвычайно сокращенные органические формы для своих «идеограмм» (около, начало 1937 г.). В этих работах он использовал уникальный мир знаков, который он рассматривал как символы законов природы, их эволюции и человеческого существования.

 

Willi Baumeister, Läufer, 1934

 

Художественное развитие Бомейстера не было прервано, даже тогда, когда он потерял свою профессорскую должность в «Штеделе» /Städel/ во Франкфурте в 1933 году. Он продолжал рисовать, несмотря на политические преследования и экономические трудности. Его работы и его развитие, соответственно, разнообразны, даже для периода после 1941 года, когда ему запретили выставлять.

Он работал на лаковой фабрике Dr. Kurt Herberts & Co. в Вуппертале как исследователь старинных и современных техник живописи. Это защитило его политически, а также дало ему возможность исследовать основы живописи. Таким образом, он продвинул свои знания доисторических техник наскальной живописи. В то же время он изучил теорию морфологии растений Гете. Из этого исследования возникли «картины эйдосов» (eidos: идея); картины, которые, в отличие от идеограмм Баумейстера, богаты своим разнообразием и окраской. Более того, эти формы являются органическими, но кажутся скорее не символами или знаками, а изображениями простых растительных и животных форм жизни. На фотографиях есть такие названия, как «Каменный сад», «Эйдос» или «Изначальный овощ».

Будучи неутомимым исследователем и коллекционером, Бомейстер также владел образцами африканской скульптуры, на которых он, как и в случае с доисторическими артефактами, видел универсальные образы для жизни, развития и человеческого существования. Соответственно, их формальный язык вошел в работу Баумейстера в начале 1940-х годов - сильно абстрагированный, сначала хроматически ограниченный «Африканская сказка» /African Tale/, 1942, и со временем становился все более красочным и отчасти очень сложным по своему формальному замыслу «Овамбо» /Owambo/, 1944–1948. И названия, и формальный язык показывают озабоченность Баумейстера другими старыми (латиноамериканскими) культурами «Перуанская стена» /Peruvian Wall/, 1946 и «Ацтекская пара» /Aztec Couple/, 1948.

 

Willi Baumeister, African Tale, 1942

 

Willi Baumeister, Peruvian Wall, 1947

 

Willi Baumeister, Owambo, 1948

 

В этот же период художник также занимался созданием сценических дизайнов, сделав около семнадцати. Его популярность и признание за рубежом стали очевидными на совместной выставке с Фернаном Леже в берлинской галерее Der Sturm в 1922 году. За эти годы Бомейстер установил профессиональные отношения с такими художниками, как Поль Клее, Леже, Амеде Озенфант и Мишель Сефор. В 1924 году несколько его работ были показаны на «Первую общегерманскую художественную выставку» /Erste Allgemeine Deutsche Kunstausstellung/ в Москве, а в 1925 году он участвовал в парижской выставке «Искусство сегодня» /L'Art d'aujourd'hui/. Интересно, что помимо своей художественной работы Бомейстер занимался коммерческой деятельностью. Он разработал несколько рекламных объявлений для многочисленных компаний, таких как Bosch и DLW (Deutsche Linoleumwerke).

В своей художественной карьере Бомейстер успешно разработал очень личный и впечатляющий визуальный язык, который был и остается уникальным в немецком искусстве сразу после 1945 года. Национальное и международное признание, которое Вилли Бомейстер получил в послевоенный период, было соответственно высоким, хотя очевидно, что работая во «внутренней эмиграции» во время нацистской диктатуры, он не оказывал влияния на жизненно важную художественную среду. Но его художественное развитие на этом не остановилось. Художник развил свой стиль живописи виртуозным образом и, более того, соединил разнообразие этапов своего формирования во многих других картинах - отчасти в «структуры комбинезона», которые, тем не менее, все еще обладали фундаментом, напоминающим пейзажные образы – «Синее движение» /Blue Movement/, 1950.

После 1945 года Вилли Баумейстер сыграл важную роль в развитии немецкого и европейского искусства. Среди немецких художников, которые оставались в стране, несмотря на гонения со стороны национал-социалистов с 1933 по 1945 г., лишь немногим удалось достичь таких новаторских шагов к новому содержанию и формам. После Второй мировой войны он стал представителем в дебатах о Модернизме. Считается сторонником «абстрактной» живописи, некоторые высоко ценили его, а другие сильно критиковали.

 

Willi Baumeister, Allegro, 1954

 

Willi Baumeister, Bluxao, 1955

 

Сегодня его искусство можно найти в коллекциях Художественного института Чикаго /Art Institute of Chicago/, Музея современного искусства /Museum of Modern Art/ MOMA в Нью-Йорке, галереи Тейт /Tate Gallery/ в Лондоне и Национальной галереи искусств /National Gallery of Art/ в Вашингтоне, округ Колумбия. 31 августа 1955 года Баумейстер скончался во время работы за мольбертом в Штутгарте, Германия.

 

Willi Baumeister, Composition, No Date

Search in ArtWizard

German abstract art from the 20th century – Willi Baumeister

German abstract art from the 20th century – Willi Baumeister

ArtWizard 27.01.2020

 

“The mysterious power of a work of art lies in its formal-abstract component and the relation of the representational to its artistic deformation. In all eras, art proceeded and gave the canon the purified view for the eye of humanity.”

Willi Baumeister (22 January 1889 – 31 August 1955) was a German painter, scenic designer, art professor, and typographer. His works used specific lines and geometric figures, as well as free-floating forms to create playful abstract paintings. The artist was influenced by Fernand Leger, Paul Klee and Joan Miro, but created his own bright and joyful style of colorful paintings.

The artist has been born in Germany, in Stuttgart, where he met the painter Oskar Schlemmer that influenced him greatly while studying in the Stuttgart art academy. It was due to the collaboration with Schlemmer, when Baumeister first earned acclaim on a mural for the Cologne Werkbund exhibition of 1914. As Baumeister focused increasingly on abstraction, he was alienated from the artistic program of the Third Reich, which was focused mainly on promoting heroic ideals of Germany’s past, showing some representational works influenced by classical art.

Later on, the two painters made an exhibition named “Degenerate Art", that was quite remarkable for his time and lead to a ban on their art. During the same period, the artist studied Asian and prehistoric art and was influenced by the themes of both, thus becoming interested in pictographs and some techniques found in primitive art. Such elements can be seen in his artworks named “The Eidos Pictures”, where he used some visual codes and symbols.

One of the interesting facts of his life is that while studying in the art school, he was dismissed by his teacher Poetzelberger due to lack of talent, and he switched into the composition class of Adolf Hölzel, with whom he studied until 1912, where he met his lifelong friend art partner Schlemmer. During the war, while in Vienna, Baumeister also met the painter Oskar Kokoschka who also influenced his art, as well as the architect Adolf Loos. During the start of his art career, as well as later on during his artistic life, Baumeister visited Paris, where he participated with great success in gallery exhibitions.


Another interesting fact about Baumeister is that he took up the initiative with Schlemmer and other artists to found the artist group in his city of birth Stuttgart, the group being named Üecht (Alemannic: genuine, true), which he left in 1921.

Towards the end of the 1920s, the shapes in Baumeister’s pictures grew softer. His paintings moved away from being oriented by the elementary shapes of the circle, triangle, and square towards organic forms. Although this development could also be observed concurrently in the work of other artists of his time, in Baumeister’s case, it was tied to his fascination for the prehistoric and archaic paintings. Baumeister intensely explored artifacts of early paintings and integrated this pictorial experience into his own painting. He identified the symbols, signs, and figures of cave painting as components of a valid archaic pictorial language that he used in his works.

 

Willli Baumeister, Composition, 1925

 

 

Willi Baumeister, Machine, 1925

 

These included his increasing number of paintings in "oil on sand on canvas" that, in their materials, also approached the cave painting that Baumeister so admired (beg. ca. 1933). He himself collected examples of prehistoric findings, small sculptures, and tools, and occupied himself with cliff drawings that had been discovered in Rhodesia. This experience was undoubtedly important for Baumeister’s artistic disposition since he, evidently inspired by this rich store of prehistoric works, ultimately used extraordinarily reduced organic shapes for his "ideograms" (beg. ca. 1937). In these works he used a unique world of signs, which he saw as symbols for the laws of nature, their evolution, and human existence.

 

Willi Baumeister, Läufer, 1934

 

Baumeister’s artistic development was not interrupted when he lost his professorship at the Städel in Frankfurt in 1933. He continued to paint despite political persecution and economic difficulties. His work and its development are correspondingly diverse, even for the period after 1941, when he banned from exhibiting.

He was employed by the Dr. Kurt Herberts & Co. varnish factory in Wuppertal to research antique and modern painting techniques. This protected him politically and also gave him the opportunity to explore the fundamentals of painting. In this way, he furthered his knowledge of prehistoric cave painting techniques. At the same time, he looked into Goethe’s theory of plant morphology. Out of this study, this "eidos pictures" (eidos: idea) emerged: paintings that, unlike Baumeister’s ideograms, are rich in their variety and coloration. Moreover, these forms are organic, but seem rather than being symbols or signs, are images of simple plantlike and animal life forms. The pictures bear titles such as Rock Garden, Eidos, or Primordial Vegetable.

As an indefatigable researcher and collector, Baumeister also owned examples of African sculpture, in which he, as in the case of the prehistorical artifacts, saw universal images for life, development, and human existence. Correspondingly, their formal language entered Baumeister’s work in the early 1940s—highly abstracted, at first chromatically restrained (African Tale, 1942), and with time, became increasingly colorful and in part very complex in their formal design (Owambo 1944–1948). Both the titles and formal language reveal Baumeister’s preoccupation with other old (Latin American) cultures (Peruvian Wall, 1946, and Aztec Couple, 1948).

 

Willi Baumeister, African Tale, 1942

 

Willi Baumeister, Peruvian Wall, 1947

 

Willi Baumeister, Owambo, 1948

 


During the same period, the artist was also engaged in producing stage designs, making about seventeen all together. His popularity and recognition abroad became evident in a joint exhibition with Fernand Léger in the Berlin gallery Der Sturm in 1922. During these years, Baumeister developed professional relationships with artists such as Paul Klee, Léger, Amédée Ozenfant, and Michel Seuphor. In 1924 several of his works were shown at the Erste Allgemeine Deutsche Kunstausstellung (First General German Art Exhibition) in Moscow and, in 1925, he participated in the Paris exhibition L’Art d’aujourd’hui (Art Today).
It is interesting to know that the artist was engaged in commercial activities besides his artistic work. He designed several advertisements for numerous companies, such as Bosch and DLW (Deutsche Linoleumwerke).

In his artistic career, Baumeister successfully developed a very personal and impressive visual language that was and still is unique in German art immediately after 1945. The national and international recognition that Willi Baumeister received in the postwar period was correspondingly high, although it is clear that while working in "domestic emigration" during the Nazi dictatorship, he had no influence on the vital artistic environment. But his artistic development did not stop there. The artist developed his paintings style further in a virtuosic manner and, what is more, combined the variety of his formation phases in many other pictures—in part into "overalls structures" that nonetheless still possessed a fundamental that was reminiscent of landscape imageries (Blue Movement, 1950)

After 1945 Willi Baumeister played an important role in the development of German and European art. Among the German painters who remained in the country despite the persecution by the National Socialists from 1933 to 1945, only a few succeeded in achieving such pioneering strides toward new contents and forms. Following World War II, he became a spokesman in the debate on Modernism. Regarded as an advocate of "abstract" painting, he was highly regarded by some, while strongly criticized by others.

 

Willi Baumeister, Allegro, 1954

 

Willi Baumeister, Bluxao, 1955

 

Today, his art can be found in the collections of the Art Institute of Chicago, the Museum of Modern Art in New York, the Tate Gallery in London, and the National Gallery of Art in Washington, D.C. On August 31, 1955, Baumeister died while working at his easel in Stuttgart, Germany.

 

Willi Baumeister, Composition, No Date